Перейти к содержимому


Фотография

Подсуетись и сделай состояние!


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1 Николай Степенко

Николай Степенко

    Активный участник

  • Главные администраторы
  • PipPipPip
  • 9 440 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Холон
  • Интересы:трейдинг, биржа, обучение трейдингу, технический анализ, фундаментальный анализ, велосипед, море, путешествия

Отправлено 09 Июль 2011 - 01:00

В 1980 году цена за баррель нефти угрожающе выросла, и у каждой заправочной станции в Соединенных Штатах кипели от злости длинные очереди расстроенных автомобилистов. Ежедневно в газетах появлялись статьи, оплакивающие постоянную нехватку невозобновляемых видов топлива, и каждый знающий эксперт на Уолл-стрите и в академической сфере был уверен, что цена на нефть должна вырасти с 40 до 100 долларов.

Процентные ставки выросли до опасных пределов, и инвесторы пребывали в панике из-за высокой инфляции и волнений в среде трудящихся. Появилось чувство, что позиции США как мировой державы ослабевают и дефицит товаров всех видов стал делом постоянным; что даже во все мире все подходит к концу.

Действительно, какое-то время в 70-е годы спрос на нефть превышал предложение. Но с ростом цен пришел неизбежный рост производства. Больше стало буровых вышек, больше денег уходило в скважины Мексиканского залива, Северного моря и Южной Америки и больше молодых людей решали профессионально заняться изучением геологии. Однако к середине 80-х годов из-под нефтяного рынка было выбито основание, и произошел обвал цен.

Железный закон спроса и предложения продолжал действовать даже в 1980 году, чего и следовало ожидать исходя из здравого смысла. Если каких-то товарных позиций имеется на продажу больше, чем покупателей, цена идет вниз; если меньше, цена идет вверх. Возможно запаздывание во времени. Но закон всегда действует именно так.

Умный инвестор учится прислушиваться к популярной прессе ухом, настроенным на паническую волну. На вершине рынка мелодия будет звучать примерно так: «На этот раз все будет не так, как в прошлый раз. Деревья будут расти, расти и расти. Купи себе дерево и смотри, как оно достигнет высоты в 50 футов, в 100 футов, в 1000 футов. Это инвестиция, в которую ты можешь вложить деньги и забыть думать о ней».

У основания песня превратится в похоронный марш. Цены жестоко занижены. Любая компания, обладающая хотя бы зачатками здравого смысла, выходит из такого рынка. У него (рынка) есть только плохое будущее. При описании такого рынка будут использоваться слова типа «катастрофа», «обреченный» и «мертвый», и бдительный инвестор отчетливо услышит их безо всяких советов, черпаемых из информационного бюллетеня или звонка от своего фондового брокера.

Это старая история. Сегодня газетные статьи трубят о фондовом рынке как об идеальном месте, где можно приумножить активы в долгосрочной перспективе. Действительно, индекс Доу-Джонса в настоящее время как раз превысил цифру 6000. Но 15-20 лет назад, когда он был ниже 1000, журнал «Бизнес уик» вышел с обложкой, на которой объявлялось: «Акции мертвы». (Некоторые инвесторы утверждают, что они могут делать деньги, следуя обратному курсу, провозглашенному на обложках «Бизнес уика»: они продают, когда журнал объявляет что-то пригодным для инвестирования, и покупают, когда на обложках что-то объявляется умирающим.)

На всех рынках спрос и предложение постоянно опускаются и поднимаются, бросаясь из одной крайности в другую. Инвестора с правильным слухом и зрением там ждут состояния.

Легко ли это? Нет. Требует ли это усилий? Да.

Как же в таком случае определить время, когда покупать и продавать? Это сложно. Заметьте, однако, что все большие основания одинаковы — на рынке пшеницы, рынке акций или рынке недвижимости — и то же самое справедливо для вершин.

Выберите любую вершину или основание, которые были ранее, где угодно, в любое время, от начала и до настоящего момента.

Когда вы изучите их, вас поразит убежденная уверенность всех участников — на крайней вершине и на крайнем основании.

Кроме того, обратите внимание, кто входит и выходит из бизнеса. На основаниях многие, находившиеся в бизнесе долгое, долгое время, будут выходить пачками или «диверсифицироваться».

На вершинах на рынок толпами полезут те, у кого мало или совсем нет опыта.

Классический пример: в самый разгар нефтяного бума «Ю-Эс стил» с целью диверсификации купила «Маратон ойл». Но ей следовало придерживаться бизнеса, который она знала, и покупать металлургические мини-заводы. Как оказалось, они продолжали надежно приносить прибыль, даже когда цены на нефть упали.

Другой пример: помните всех тех фермеров и рабочих, рванувшихся на запад в эпоху золотой лихорадки? В те периоды ранних вершин фондового рынка многие доктора и дантисты нередко бросали свою практику, чтобы присоединиться к финансовому сообществу.

На вершине бума строительства гостиниц в Китае в 80-е годы профессора бросали безопасную работу в университетах и становились коридорными. Оплата труда в сфере туризма оказалась намного лучше, а будущее представлялось в гораздо более розовом свете.

По-настоящему проницательный инвестор умеет слушать мрачные и гибельные настроения у основания рынка, внимать возбуждению у вершины и подвергать сомнению и то, и другое. Для этого не требуется тайных знаний или степени МВА или каких-то мистических навыков.

Читайте газеты, смотрите телевизионные новости — и думайте. Не требуется быть финансовым гением, чтобы понять: когда в 80-х годах фермеры США были на грани разорения, а певец Уилли Нельсон проводил концерты «Фарм эйд», чтобы собрать для них деньги, в это время формировалось определенное основание рынка.

Также помогает знание истории общественных рынков, тем более что библиотеки полны книг об их подъемах и падениях, а это именно то, что зависит от психологии толпы. Иными словами, вершины и основания — порождение экстремальных ситуаций. Они поднимаются выше всех разумных ожиданий и висят там, и они падают ниже того уровня, который предлагает здравый смысл.

Умный инвестор не считает себя финансовым гением, а упражняется, анализируя газеты и телевидение и выбирая вершины и основания по крайним значениям настроения публики — учится покупать, когда царят страх и паника, и продавать, когда царят жадность и истерия.

Джим Роджерс.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных