Перейти к содержимому


Как сэкономить на Интернете?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1

  • Гости

Отправлено 30 Май 2009 - 18:51

Если ваша компания активно использует Интернет, вас не могут не волновать суммы счетов, выставляемых провайдерами. В крупных городах многие провайдеры уже предоставляют возможность безлимитного использования интернет-канала за фиксированную сумму, однако либо стараются ограничить пропускную способность предоставляемого канала, либо требуют соблюдения некоторых условий, направленных на то, чтобы удержать потребление клиентом интернет-трафика в определенных рамках. Кроме того, цены на безлимитный доступ в большинстве случаев все еще «кусаются».

Помимо стоимости услуг интернет-провайдеров, отдельно стоит вопрос состава потребляемого трафика. Редкий руководитель, подписывая очередной счет, не задавался вопросом: а за что, собственно, платятся деньги? Действительно ли оправданны затраты и есть ли способы снизить их?

За что платим?

Сразу оговоримся – речь пойдет о постоянном (или выделенном) подключении к Интернету. В отличие от сеансового доступа (через телефон и модем), когда стоимость услуги определяется суммарным временем подключения, при доступе к Интернету по выделенному каналу вы платите за объем переданной информации. Чем более скоростной канал вы используете, тем больше информации проходит по нему в единицу времени. Тарифицироваться может как входящий трафик (то есть принятые данные), так и исходящий (отправленная информация), хотя до сих пор даже в Москве встречаются провайдеры, берущие деньги как за входящий, так и за исходящий трафик. Существуют тарифы, при которых оплате подлежит только больший трафик: например, если в мае вы передаете больше, чем скачиваете, то базой для расчета стоимости станет объем исходящих данных. А если в июне по каким-то причинам вы примете больше данных, чем отправите, то абонентская плата будет рассчитана уже на основе объема входящего трафика.

Учету подлежат любые передаваемые данные, независимо от того, являются ли они текстом, графикой, сообщением электронной почты, аудиоматериалом, видео или чем-либо еще.

Многие ошибочно полагают, что если их сотрудники просто просматривают интернет-страницы или читают почту, не сохраняя ничего на жесткий диск компьютера, то потребление трафика будет близким к нулю. Между тем подсчитывается и подлежит оплате все, что попадает на ваши компьютеры из Сети: интернет-страницы, электронная почта, сообщения на интернет-пейджеры (ICQ, MSN и т. п.). В этом смысле интернет-канал можно сравнить с водопроводом: точно так же, как коммунальные службы берут деньги по счетчику независимо от того, пьете ли вы воду, моетесь или просто выливаете ее, так и провайдеру все равно, как вы распоряжаетесь интернет-каналом, пока накапливаются ваши счета.

Неочевидные затраты

Есть еще один аспект использования ресурсов Интернета, который на первый взгляд не столь очевиден, но в конце концов тоже оборачивается затратами – порой вполне ощутимыми. Речь идет о затратах рабочего времени.

Шутники от компьютерного мира нередко называют Интернет «всемирной помойкой», и в известной степени они недалеки от истины. Помимо ресурсов, полезность которых не вызывает сомнений, в Сети размещено фантастическое количество «мусора» – начиная от «бородатых» анекдотов и заканчивая порнографией, сайтами экстремистского толка и пр. Абстрагируясь от морально-этической оценки этих материалов, следует отметить, что они так или иначе отвлекают внимание ваших сотрудников, причем на просмотр подобных сайтов уходит значительное количество рабочего времени. Рассмотрим это на конкретном примере.

Представим, что сотрудник раз в час тратит 10 минут рабочего времени на чтение сайта с анекдотами. Тогда в течение рабочего дня на чтение анекдотов у него уйдет 80 минут. За месяц (20 рабочих дней) потери рабочего времени составят уже 1600 минут, или более 26 рабочих часов. Если в вашей компании хотя бы шесть человек тратят по 10 минут в час на чтение не относящихся к работе материалов, то суммарные потери рабочего времени за месяц составят 156 часов – это почти полный рабочий месяц. Иными словами, скрытые затраты на интернет-трафик сравнимы с заработной платой (включая все налоги) одного из ваших сотрудников!
В действительности потери рабочего времени гораздо серьезнее. К сожалению, по ряду причин свести их к нулю практически невозможно, однако значительно сократить эту часть затрат вполне реально.

С чего начать?

Самый разумный «стартовый» шаг – аудит корпоративной компьютерной сети. Это позволит вам выявить «дыры» и узкие места в компьютерной системе офиса, а заодно составить представление о том, как потребляется интернет-трафик. Аудит компьютерной сети – комплексное мероприятие, и его стоимость напрямую зависит от того, насколько глубоким и детальным будет анализ. По результатам аудита составляется итоговое заключение с перечнем обнаруженных недостатков и способов их устранения. Эту работу могут выполнить для вас IT-консультанты или системный интегратор.

Серьезный аудит небольшой корпоративной сети (8-10 компьютеров, объединенных в «локалку», подключенную к Интернету) стоит от $300. Компания, предлагающая вам эту услугу за меньшую сумму, либо понятия не имеет об аудите сетей, либо не настроена серьезно. Такой аудит просто не имеет смысла.

По итогам проверки вы получите сведения не только о том, что происходит в вашей сети, в каком состоянии находятся ее ресурсы и какова структура интернет-трафика, но и о том, чем конкретно занимаются ваши сотрудники на рабочих местах, помимо просмотра интернет-страниц. Если по каким-либо причинам идея аудита вас не устраивает, можно воспользоваться одним из инструментов, о которых мы расскажем ниже (кстати, о них так или иначе будет упомянуто в рекомендательной части заключения по сетевому аудиту).

Установка прокси-сервера

Суть данного мероприятия заключается в установке компьютера со специальным программным обеспечением, который запрашивает в Интернете нужную пользователям информацию, передает ее по офисной сети на машины пользователей и сохраняет копию на своем жестком диске (в так называемом кэше) для дальнейшего использования. Идея проста: если 10 пользователей обращаются к одной и той же интернет-странице, то вместо того чтобы скачивать 10 ее копий, машина-посредник, называемая прокси-сервером, скачивает только одну и «раздает» ее копии офисным машинам уже по корпоративной сети, а эта операция для вас бесплатна. Если пользователь снова открывает однажды посещенную интернет-страницу, прокси-сервер проверяет, не изменялось ли ее содержимое, и если такого не произошло, посылает пользователю копию, сохраненную ранее на диске.

Иными словами, прокси-сервер фактически хранит на своих дисках наиболее часто используемую вашими пользователями часть интернет-страниц. При правильной настройке использование прокси-сервера сокращает потребляемый трафик на 25% без ущерба для работоспособности пользователя. Если в вашей компании больше пяти машин, имеет смысл поручить IT-консультанту внедрение подобного решения.

Стоимость прокси-сервера зависит от используемого программного обеспечения и может колебаться в пределах от $0 (при использовании решений на основе ОС Linux) до $1500 и более (при использовании коммерческих пакетов – например, Microsoft.ISA Server).

Фильтрация интернет-запросов

Следующий способ сокращения затрат на интернет-трафик – фильтрация интернет-запросов. Если деятельность компании не связана с «развлечениями для взрослых», то вряд ли вашим сотрудникам необходимо ежедневно посещать эротические и порнографические сайты. Запрещая при помощи фильтрации запросов открывать подобные ресурсы, вы экономите не только деньги компании, но и рабочее время сотрудников. Более того, фильтры снижают риск инфицирования офисных компьютеров вредоносным ПО и вирусами, в обилии «гнездящимися» на подобных сайтах. При помощи фильтров можно не только предотвращать доступ к нежелательному контенту, но и запрещать загружать из Интернета файлы большого объема – например, музыку, видео или файлы, превышающие определенный размер.

Традиционно механизм создания фильтров входит в состав любого серьезного прокси-сервера. Конечно, запретить доступ ко всем нежелательным материалам невозможно (и не всегда оправданно). Но, используя гибкие правила фильтрации и регулярно корректируя фильтры на основе анализа скачиваемой из Сети информации, можно значительно сократить нецелевой расход трафика и потери рабочего времени. Естественно, IT-консультанту вполне по силам решить эту задачу.

Аутентификация пользователей

Возможно, некоторые сотрудники вашей компании могут выполнять свои обязанности, обходясь без Интернета. Может быть, вам нужно ограничить доступ к Сети определенной категории работников. Или вы просто хотите знать, кто именно из ваших сотрудников работает с теми или иными ресурсами.

Во всех трех случаях вам придется каким-то образом идентифицировать пользователя, чтобы принять решение о его допуске к интернет-ресурсам. Сделать это можно при помощи аутентификации на основе имени пользователя и пароля, хотя существуют и иные, более безопасные, но и более сложные технически, методы. Еcли вы поручите задачу по обеспечению идентификации пользователей вашему IT-консультанту, то заодно узнаете, кто из сотрудников и чем занимается в Интернете.

Гласность как оружие

Внедрив механизм идентификации пользователя по именам, дайте задание IT-консультанту сделать доступной статистику потребления трафика с указанием сайтов, посещаемых всеми без исключения сотрудниками. Как показывает практика, даже самый заядлый любитель «клубнички» предпочтет воздержаться от визитов на порносайты, если об этом тут же узнает весь офис. Да и любители прочих электронных развлечений в рабочее время будут вести себя скромнее. Но имейте в виду, что в этом случае и ваш собственный трафик должен быть виден всем вашим сослуживцам. Во-первых, это честно по отношению к коллегам, а во-вторых, только так вы превратите контроль над потреблением трафика из инструмента репрессий в инструмент регулирования.

Рациональный обмен почтой

Если ваши сотрудники активно используют корпоративную электронную почту для общения друг с другом, следует задуматься о характере почтовых отправлений. Часто сотрудники отправляют друг другу большие файлы, и если почтовый сервер находится за пределами офисной сети, то ваша компания платит деньги провайдеру интернет-услуг за каждое прочитанное (или отправленное) вашим работником сообщение. Например, если вы пользуетесь почтовым сервером за пределами офисной сети, то письмо, посланное с ящика ivan@kontora.ru на ящик maria@kontora.ru, сначала попадает из офиса на почтовый сервер, а затем скачивается обратно. Естественно, когда сообщение проходит через шлюз провайдера, тот включает письмо в итоговый счет.


Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо разместить почтовый сервер внутри корпоративной сети. Тогда вы, во-первых, сэкономите интернет-трафик, а во-вторых, получите дополнительный контроль над почтой и сможете принять меры против спама и почтовых вирусов. Однако подобное решение имеет смысл только в том случае, если в вашей компании трудится более 10 сотрудников, активно пользующихся электронной почтой. В противном случае затраты на содержание почтового сервера сведут на нет выгоду от экономии на почтовом трафике.

Вместо заключения

Эффект от внедрения различных методов сокращения затрат на интернет-трафик и потерь рабочего времени бывает разным. В одном случае затраты могут сократиться на 10%, в другом – в два-три раза. Однако чрезмерно «закручивать гайки» не стоит, иначе эффект может оказаться обратным. Загнанные в жесткие рамки сотрудники не очень охотно совершают трудовые подвиги. Не стоит забывать и о том, что ни один человек (и вы в том числе) не может проводить перед компьютером по 8 часов, совсем не отвлекаясь от работы. К тому же, ограничивая персонал в доступе к Интернету, вы рискуете спровоцировать кампанию по поиску слабых мест в установленных рамках. В этом случае рабочее время будет тратиться уже на поиски путей обхода установленных вами ограничений.

Поэтому, стремясь сократить издержки, все же стоит закрывать глаза на некоторые «маленькие слабости» персонала. Контроль же необходим для того, чтобы потакание собственным слабостям не превратилось в основное занятие ваших сотрудников на рабочих местах.

Долой «программы-паразиты»

Аудит компьютерной сети нужен не только для того, чтобы поймать за руку сотрудников, увлеченных порносайтами и онлайн-играми. Получив информацию о характере интернет-запросов, специалист сможет обнаружить и устранить «программы-паразиты», скрыто поражающие слабо защищенные компьютерные сети и использующиеся злоумышленниками для рассылки спама или кражи паролей. Если вы оплачиваете исходящий трафик, ПО для несанкционированной рассылки рекламы способно пробить солидную дыру в бюджете, не говоря уже об ущербе вашей репутации перед интернет-провайдером.

Неэкономная монополия

Многие офисные центры имеют договор о предоставлении исключительных прав интернет-провайдерам, работающим на их территории. Провайдер, заключивший подобный договор, становится монополистом в здании и получает возможность устанавливать более высокие тарифы. Оказавшись в подобной ситуации, оцените реальные потребности организации в трафике, пригласив компетентного специалиста. В 80% случаев затраты на интернет-трафик могут быть сокращены стандартными решениями за счет внутренних резервов организации без ущерба для функциональности.

«Безлимитка» или скорость?

Существующие недорогие безлимитные тарифы, как правило, подразумевают невысокую скорость передачи данных. Если ваша компания работает с большими объемами и скорость передачи является критичным условием, вы будете разочарованы, заключив «безлимитный» договор. Если же скорость работы не важна – это хорошее решение. Вам останется лишь контролировать сотрудников на предмет целевого использования рабочего времени, затраченного на работу с интернет-ресурсами.

http://www.mybiz.ru/...x.php?page=3135




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных