Перейти к содержимому


Кризис привёл к увеличению контрафакта


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1

  • Гости

Отправлено 05 Октябрь 2010 - 18:54

Третье по счет исследование рынка контрафактной продукции предприняли совместно Государственный университет-Высшая школа экономики и содружество производителей фирменных торговых марок «Русбренд». Исполнительный директор «Русбренд» Алексей Поповичев отметил, что в данном исследовании авторы попытались ответить на два вопроса: как повлиял на рынок контрафакта кризис и как оценивает бизнес вступающий в действие единый Таможенный союз.

Первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев, представивший результаты исследования, сообщил, что на базе углубленных интервью с экспертами из РФ, Белоруссии и Казахстана, представляющих органы государственной власти, бизнес, юриспруденцию и безопасность, удалось установить торможение позитивных тенденций в сфере борьбы с подделками.

С 2003 по 2008 годы позитивные тенденции сказывались, в частности, в том, что преступления, связанные с контрафактом, были переведены в разряд тяжелых, штраф за них, согласно КоАП, составлял до 40 тыс. руб. с конфискацией товара, компенсация правообладателю – до 5 млн руб., предусматривалась также возможность закрытия предприятия и конфискация оборудования. На порядок в эти годы выросло количество выявленных контрафактных поставок, углубилась специализация в области охраны интеллектуальной собственности как на таможне так и в бизнесе, усилилось негативное отношение населения к контрафактным продуктам питания.
Приспосабливаясь к изменившимся условиям, производители контрафакта улучшили качество продукции и упаковки, маскируясь, подняли цены на свою продукцию. В то же время доля контрафакта неуклонно снижалась год от года, производство его вытеснялось на периферию страны и за ее пределы, торговля контрафактом заметно сместилась в Интернет, и рынок его сегментировался по торговым форматам.

Однако за три последних года на фоне выросшего числа зарегистрированных в России торговых марок (в 1,6 раза, половина российские), создания спецподразделений ФТС РФ по борьбе с контрафактом и накапливание положительной судебной практики, остался не разрешенным ряд вопросов.

Так, порядок измерения ущерба правообладателю не определен, отмечаются трудности с конфискацией оборудования. Отсутствует регламент уничтожения продукции, а государством практически не ведется обучение соответствующих сотрудников. Ослаблена и роль правоохранительных органов. С 250 тыс. руб до 1,5 млн руб. повышена планка возникновения уголовной ответственности за контрафакт. В ГУВД Москвы ликвидирован отдел по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Роспотребнадзор ориентируется исключительно на работу с обращениями граждан, а участковые милиционеры, на которых хотели возложить часть ответственности за борьбу контрафактом, перегружены другими обязанностями.

Противоречива и позиция правообладателей: если доля контрафакта не превышает 5%, правообладатель относится к производителям контрафакта терпимо и не инициирует никаких действий. Иные боятся привлекать излишнее внимание к своей продукции. Кризис, по словам В.Радаева, привел к смещению спроса в сторону более дешевых товаров, сократил расходы компаний на борьбу с контрафактом, «оживил» локальные кустарные производства в РФ. В результате доля контрафакта перестала снижаться.

В сфере производства CD и DVD доля контрафакта остается господствующей – на уровне 70-80%. На 30-40% контрафактен рынок алкоголя, одежды и обуви, на 10-20% - парфюмерии и лекарств, на 1-2% - чая, кофе и бритвенных лезвий. Такая оценка базируется на данных Росстата.

При том что правообладатель в кризисный период в среднем стал активнее, суды демонстрируют скорее противоречивую практику на фоне снижения количества контрафактных дел.

«Опасен не сам параллельный импорт, а сопряженная с ним криминализация рынка», - считает В.Радаев.
Вступление в силу единого Таможенного союза и связанная с этим отмена контроля на внутренних границах создает ряд проблем: Казахстан руководствуется в своем национальном законодательстве международным принципом исчерпания прав на товарный знак, а Россия и Республика Беларусь – национальным принципом.
Есть и дополнительные различия, затрудняющие унификацию законодательства и таможенной практики. Компании сегодня находятся в условиях недостаточного информирования об изменении таможенных правил и поставлены перед необходимостью перестраивать логистические потоки.

Подводя итоги, В.Радаев призвал не ослаблять борьбу с контрафактом, совершенствовать таможенный контроль, в частности, не спешить открывать границу с Казахстаном, оставить на ней некоторые элементы таможенного контроля, если возможно, ввести российских наблюдателей на внешние границы.
Активность правообладателей следует всемерно повышать, в том числе через обучение специалистов и активную работу с бизнес-ассоциациями, считает он.

Источник




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных