Перейти к содержимому


Куда уходят вклады


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1

  • Гости

Отправлено 22 Декабрь 2012 - 21:43

Вклады населения являются одним из основных источников фондирования для российских банков. Устойчивость кредитных организаций зависит от того, как они распоряжаются этими ресурсами. Аналитики портала Банки.ру составили рэнкинг, позволяющий понять, куда, собственно, банки вкладывают деньги граждан.

(таблица "Рэнкинг банков, имеющих максимальный объем привлеченных средств физлиц, на 01.12.2012, в тыс. руб." - на сайте-источнике)

У банков, активно работающих на рынке розничного кредитования, есть три основных источника фондирования для предоставления займов населению.

Во-первых, это специализированное целевое финансирование. Как правило, банки получают его от материнских структур (акционеров) или от банков развития (ЕБРР, IFC, АИЖК), малого предпринимательства (МСП-Банк). Во-вторых, публичные заимствования — выпуск банками долговых бумаг — облигаций и еврооблигаций. Третий вариант — это вклады населения, собранные с рынка через сеть отделений и выданные обратно гражданам в виде розничных займов, будь то ипотека, потребительские кредиты или автокредитование. Существует также возможность привлечения срочных депозитов от предприятий и компаний, однако она сильно ограничена для большинства банков, кроме первоклассных, по причинам, описанным ниже.

Первые два способа фондирования доступны не всегда и не для всех банков, а вот третий вариант — привлечение средств населения — весьма популярен у кредитных организаций разного ранга. Впрочем, несмотря на внешнюю простоту этого инструмента — достаточно предложить высокие ставки по вкладам, дать рекламу и открыть несколько офисов, вклады — не самый надежный источник фондирования. Гражданский кодекс обязывает банки возвращать гражданину его вклад по первому требованию, даже если срок депозита еще не истек (пусть и с потерей начисленных процентов). По сути вклады населения являются средствами «до востребования», что делает банки очень уязвимыми в случае массового изъятия средств вкладчиками. «Набег» может быть вызван массой причин: слухи и тревожная информация о банке, прошедшая в СМИ, отдельные законодательные акты, реформы, резкое ухудшение экономической ситуации в стране и т. д.

Еще один недостаток частных вкладов как источника фондирования — это высокая конкуренция. Если крупные и консервативные банки не торопятся увеличивать проценты по вкладам, т. к. им доступны и другие источники фондирования, то небольшие банки, желающие быстро нарастить активы и кредитный портфель, начинают при помощи завышенных ставок по депозитам и агрессивной рекламы «пылесосить» средства населения. В результате для многих банков, агрессивно привлекающих средства с рынка эти деньги, — очень дорогой источник ресурсов.

При этих обстоятельствах, чрезмерное увеличение правительством и АСВ «потолка» возмещения гражданам потерь в системе страхования вкладов (планируется сначала до 1 млн. рублей, а затем и до 1.5 млн. рублей) — выглядит достаточно неоднозначно. Этот шаг снижает финансовую ответственность граждан и позволяет людям, не разбираясь с возможным уровнем риска, вкладывать деньги в банки, предлагающие самую высокую ставку. Чем и пользуются банки, проводящие рискованную политику вложений. В чем опасность ситуации — посмотрим по результатам анализа предлагаемого рэнкинга.

Аналитики портала Банки.ру выявили три основных варианта использования банками привлеченных средств населения. Прежде всего — это фондирование вкладами розничного кредитования. Несмотря на высокую рискованность этого бизнеса, он привлекателен для банков из-за высокой маржи (разницы между ставкой привлечения фондирования и ставкой выдачи кредита), а также упрощенной процедуры выхода на рынок. Второй вариант — кредитование деньгами граждан корпоративных заемщиков. В данном случае банк должен предоставить конкурентную стоимость кредита и проводить серьезную работу по привлечению качественных заемщиков.

Наконец, как показывает опыт банков с отозванной лицензией, вклады граждан могут использоваться для незаконных целей. На определенном этапе, владельцы банков, неспособных, по ряду причин, далее развивать бизнес (из-за недостатка капитала и невозможности его привлечь, некачественного менеджмента, наличия существенных скрытых потерь), приходят к соблазну «убежать с деньгами». Для этого используются различные схемы вывода активов из банка (заведомо невозвратные кредиты, несуществующие ценные бумаги и т. д.).

Отметим также возможность отработки высоких процентных ставок по привлечению за счет операций на рынке ценных бумаг, однако следует понимать, что такой бизнес — еще более рискованный и, по сути, является уже не банковским бизнесом, а бизнесом инвестиционной компании.

Проанализировав отчетность банков (101 форма), мы составили рэнкинг банков (топ-100 по объемам привлеченных средств физлиц), позволяющий понять, как собственно банки используют деньги вкладчиков. Ключевой показатель рэнкинга — соотношение размещенных кредитов физическим лицам и объема привлеченных средств населения. Этот показатель дает понимание, какая доля привлеченных средств населения была размещена населению же, а какая — была размещена в корпоративные кредиты, ценные бумаги и прочие активы. Показатель позволяет оценить модель развития бизнеса банка, относительно использования легкодоступного и дорогостоящего ресурса, каким являются средства физлиц.

Отсортировав банки по этому показателю, можно условно выделить три диапазона банков. Первый тип банков отличается выраженной ориентированностью на ритейл (розничные кредиты составляют от 75 до 190% от объема привлеченных средств физических лиц). Во втором диапазоне (со значением указанного коэффициента от 35 до 75%) оказались банки, у которых помимо значительного в абсолютном значении розничного портфеля, явно преобладает корпоративный бизнес. Т. е. в данном случае, средства физлиц преимущественно используются для фондирования кредитов предприятиям.

Банки третьего типа (показатель использования привлеченных средств физлиц до 35%)отличаются более четкой ориентированностью на корпоративное кредитование. Здесь наблюдается значительное превышение объема привлеченных средств физлиц, относительно розничного кредитного портфеля. В кредитном портфеле преобладают корпоративные кредиты (торговые, производственные, девелоперские компании).

Границы между диапазонами достаточно условны и могут быть немного сдвинуты относительно некоторых банков.

Проанализировав данные рэнкинга, мы выявили несколько моделей развития бизнеса банков, активно использующих средства населения.

Прежде всего это специализированные розничные банки. Эти кредитные учреждения, специально созданные или перепрофилированные под предоставление 1—3 видов розничных услуг. Как правило, характеризуются повышенным значением коэффициента использования средств физлиц для целей розничного кредитования (разместил в розничные кредиты существенно больший или равный объем средств, чем привлек от физлиц). Ярко выраженные представители: ТКС-Банк, Связной, ХКФ, Русский стандарт, Восточный экспресс, Ренессанс-Капитал. Отметим, что средства физлиц — как правило основной, но не единственный источник фондирования для таких банков, запасным источником являются заимствования на открытом рынке. Преобладают в первом диапазоне банков.

Как уже говорилось, кредитование физлиц — одно из направлений банковской деятельности, которое позволяет не только «отбить» высокую ставку привлечения во вклады, но и неплохо при этом заработать. Таким образом, бизнес-модель, предусматривающая размещение средств населения в кредиты населению, — абсолютно нормальное явление. Другое дело, какого качества будет этот розничный портфель. По ряду розничных продуктов, связанных с высоким процентом невозвратов, потери по просроченным и безнадежным кредитам компенсируются за счет высокой доходности (сочетание кредитной ставки и различных скрытых комиссий, если они есть). Но высокие процентные ставки по ссудам гражданам уже начали беспокоить и Банк России, и общество. Регулятор принимает меры по ограничению роста розничных проектов банков. В частности, планируется ввести повышенные ставки резервирования по необеспеченным потребительским кредитам со сверхвысокими процентными ставками.

«Дочки» с развитой розницей — средние и крупные банки с доминирующим иностранным капиталом (дочерние банки), имеющие развитый розничный бизнес. Преобладают в первом диапазоне банков. Характерная черта таких организаций: объем привлечения от физлиц, как правило, меньше, или сравним с объемом розничных кредитов, дополнительными источниками фондирования являются депозиты материнского банка-нерезидента и заимствования на открытом рынке. Розничные кредиты в большинстве случаев не доминируют в кредитном портфеле. Выраженные представители: Юникредит Банк, ОТП-Банк, Росбанк, Абсолют Банк. Отдельные «дочки» имеют преобладание привлечения от физлиц над их кредитованием (Ситибанк, Райффайзенбанк), однако, это скорее исключение.

Средние универсальные банки с развитой розницей имеют несколько направлений развития бизнеса, в том числе корпоративное кредитование и развитый розничный бизнес (спектр предоставляемых розничных услуг у них обычно шире, чем у специализированных банков). Несмотря на тот факт, что розница часто не преобладает в кредитном портфеле, банк, чаще всего весь или почти весь объем привлеченных средств физлиц направляет на кредитование розничных клиентов. Депозиты физлиц у таких банков занимают существенную, но не доминирующую долю в пассивах. Яркие представители: Росевробанк, Транскредитбанк, СКБ-Банк, Локо-Банк, Ханты-Мансийский Банк, «Союз», Пробизнесбанк, Азиатско-Тихоокеанский Банк. Преобладают во второй группе банков рэнкинга.

Крупные «универсально-корпоративные» банки — ряд банков, относящихся к крупнейшим, и ориентированных, в первую очередь, на кредитование крупных первоклассных корпоративных клиентов. Большинство этих финучреждений сформировалось на месте олигархических банков 1990-первой половины 2000-х годов. Характерными чертами этой группы являются: доминирование в кредитном портфеле крупных корпоративных кредитов, наличие развитой или умеренно-развитой розничной программы (которая, однако, не занимает главное место в развитии банка), очень значительный объем привлечения средств от физлиц, которые при этом наполовину и более использованы для фондирования корпоративных кредитов. Выраженные представители: Промсвязьбанк, НОМОС-Банк, «Уралсиб», Альфа-Банк, МДМ, Петрокоммерц, МКБ. Преобладают во второй группе банков рэнкинга.

Средние «универсально-корпоративные» банки — ряд средних банков, ориентированных на кредитование корпоративных клиентов и почти не имеющих розничного кредитования. Отличительной особенностью большинства таких банков является привлечение средств физлиц для формирования корпоративного кредитного портфеля. Типичные представители: СБ-Банк, Автовазбанк, Бинбанк, «Стройкредит», Открытие, НС-Банк, Крайинвестбанк, Собинбанк, «Глобэкс», Московский Индустриальный Банк. Преобладают в третьему и, в меньшей степени — во второму типу банков рэнкинга. По странному совпадению, среди этой формации банков, очень много кредитных учреждений, имеющих сильные позиции в кредитовании строительных и девелоперских проектов.

В ряде случаев, когда банки, использующие указанную модель развития, увлекаются в процессе агрессивного наращивания портфеля депозитов физлиц, ЦБ выносит предписания об ограничения привлечения средств на определенный срок.

Общим для двух последних моделей развития банка, является то, что банк должен предоставить конкурентную стоимость кредита и проводить серьезную работу по привлечению качественных корпоративных заемщиков. Но таких на рынке мало, и за них ведется жесткая борьба среди банков. И в борьбе этой, как правило, побеждают госбанки и дочерние организации иностранных финансовых структур. Кроме того, ставки для высококачественных корпоративных клиентов — одни из самых низких, и могут быть существенно ниже рыночных ставок по депозитам физлиц. Таким образом, если банк, сильно зависит от средств населения, размещает их преимущественно в корпоративные кредиты и, при этом, показывает значительную прибыль, есть повод задуматься, кредитует он первоклассных заемщиков или, возможно, финансирует высокорискованный бизнес своих владельцев (в первую очередь — девелоперские проекты или спекуляции ценными бумагами).

Отдельное место в рэнкинге (практически в его середине) занимает Сбербанк, положение которого в банковской системе не позволяет отнести его к какой-либо из выделенных групп.

Банк интересен тем, что одновременно является самым крупным игроком на рынке привлечения вкладов населения (с долей в 44% пассивов) и, одновременно, лидером как в розничном, так и корпоративном кредитовании (причем доля розницы в активах составляет всего 20%). Т. е. банк, являясь лидером в обоих сегментах банковского бизнеса, тем не менее использует более половины привлечения средств физлиц — для фондирования кредитов корпоративным заемщикам. Уникальное место Сбербанку обеспечено несколькими факторами: исторически доминирующие позиции в привлечении средств населения, безусловная и неограниченная поддержка государства и Банка России, широкие возможности привлечения дешевого фондирования одновременно из нескольких источников.

В исследовании сознательно не проводилось деление рэнкинга на банки московские и региональные, что связано в первую очередь с тем, что универсальный московский и универсальный региональный банк (за редким исключением) находятся в существенно неравном положении в части диверсификации источников фондирования. Отметим, что региональные банки — традиционно имеют меньше возможностей для привлечения долгосрочных пассивов от предприятий или с рынка публичных заимствований. Для них средства физлиц — основной источник фондирования, который фактически нечем заменить. Другое дело — московские банки, имеющие доступ к средствам первоклассных клиентов и другие источники заимствований. Как итог — доля средств физлиц в пассивах в региональных банках в среднем — 37%, а в московских банках — только 23%. Для нашего рейтинга, средняя доля средств физлиц в пассивах составила 40%. Вопрос, какую долю средств физлиц в пассивах рассматривать как высокую — остается открытым.

Вячеслав ПУТИЛОВСКИЙ, информационно-аналитическая служба Банки.ру

Источник




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных