Перейти к содержимому


Почему похвала не всегда приводит к ожидаемому результату?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1

  • Гости

Отправлено 05 Ноябрь 2012 - 18:15

Выказывая одобрение другому человеку, мы предполагаем, что этим вызовем у него радость и гордость за свои успехи. Но нередко результат противоположен тому, что мы ожидаем. Вместо обычного «спасибо» мы неожиданно слышим слова обиды и раздражения от человека, которому только что выразили своё одобрение. Странно, не правда ли? Мы ведь хотели как лучше, а получилось неудобно… В чём причина? Где мы допустили ошибку? Чтобы выяснить это, давайте поставим себя на место человека, которому мы высказали похвалу. Вспомним: а нам-то самим всегда приятно слушать похвалы и дифирамбы? Не получалось ли так, что и мы обижались, когда собеседник вроде бы не хотел сказать ничего плохого, а даже напротив – хотел похвалить за что-то удачно сделанное? И наверняка, получалось так, что не сдерживали себя и отвечали неожиданной для собеседника грубостью. Руководитель порой думает, что сделает лучше, если покажет, что сделанное превзошло все его ожидания. «Молодец! Да я просто не ожидал от тебя такого поразительного результата!». Ожидания такого руководителя понятны: он уверен, что, услышав такую похвалу, работник непременно захочет соответствовать этим словам. И, значит, будет делать всё, чтобы в дальнейшей работе добиться ещё лучших результатов. Казалось бы, работника хвалят. Но такие неумеренные похвалы, как правило, сигнализируют другому: его возможностям не доверяют и хотят сказать, что успех был достигнут благодаря благоприятному стечению обстоятельств, а не сознательному усилию. Более того, похвалы такого рода делаются часто не для того, чтобы отметить достижение, а – чтобы выразить удивление, что какие-то результаты вообще есть. Можно упомянуть ещё один вариант – более жёсткий. Из лучших побуждений или нет, но похвала строится, что акцент падает не на нынешний успех, а на прошлые неудачи: «Вот, наконец-то сделано как следует!». Так неуклюже построенная хвалебная фраза сразу перечёркивает осознание закономерности хорошего нынешнего результата. И не исключено, если похоронит результаты будущие. Очень неприятно, когда нас хвалят и одновременно с кем-то сравнивают. С мальчиком из соседнего подъезда, который якобы в чём-то умнее нас. Или с удачливым коллегой, который якобы во сто раз лучше нас выполняет свои обязанности. В таких случаях сразу же появляется такое неприятное чувство, что мы не соответствуем некоей «высокой планке». И уж тем более обидно, если тот, кого нам ставят в пример, ни по своим успехам, ни по своему положению ничем от нас не отличается. Сразу становится ясно: этого другого ставят намного выше нас несмотря на то, что сейчас похвалу выражают нам. И ещё обидней: что бы мы ни делали – наши усилия и результаты так и останутся никем не замеченными. Его любят и ценят, к нему относятся с уважением – к нам нет. Может показать, что такие переживания взрослый человек испытывать не будет. Слишком уж как-то инфантильно! Но факт в том, что каким бы успешным и серьёзным ни был взрослый человек, внутри него до самой смерти живет ребенок, который стремится к любви и признанию. Увы, мы не всегда можем справиться с нашими переживаниями и удержать своего «Ребёнка» в границах разумного. Мы можем только попытаться сдержать своё возмущение. А неосмотрительное выражение подобной похвалы человеку не сдержанному может вызвать у него намерение «посчитаться» со своим уважаемым «конкурентом». Одна такая, неосторожно брошенная, похвала может иметь фатальные последствия для любого сплочённого коллектива. А иногда нам становится не по себе от самых, казалось бы, обычных слов: «Ты молодец». А здесь что не так? В чём дело? В том, кто эти «обычные слова» говорит. Сравните сами: можно похвалить за конкретное достижение – «Молодец, что додумался поговорить с этим клиентом вместо меня!». О том, что такой разговор с клиентом имел место – мы, само собой, знаем. А теперь узнаём, что этот разговор был только к лучшему и что мы совершенно правильно сделали, когда сняли трубку с телефона вместо нашего отсутствовавшего коллеги. А можно сравнить общими словами – типа «Ты молодец!». В этом случае хвалят не конкретное, понятное нам, достижение, а всю личность. А такое мы позволяем отнюдь не всякому. Похвала вызовет позитивную реакцию, если высказавший её человек вызывает у нас уважение, имеет для нас некоторую ценность. Такая похвала действительно может подтолкнуть нас к действию или размышлениям. Но если её выражает человек, не имеющий в наших глазах авторитета, то нашей реакцией может быть возмущение. Ведь если этот человек не вызывает у нас уважения – какое право имеет он давать нам свою оценку? Бывает такое, что руководители используют одинаковые слова для выражения похвалы, но подчиненные реагируют на них по-разному. Возьмём для примера вид похвалы, требующий наибольшей осторожности – сравнение с другим. Если похвала исходит от человека, не пользующегося нашим доверием, мы будем уязвлены такой наглостью. Если же мы доверяем руководителю, не ожидаем от него каверзы, то поймём похвалу правильно: нас хотят мотивировать на лучшую работу, указывая на конкретный пример. Если нам приводят в пример Васю, но мы знаем, что у похвалившего Вася пользуется особым доверием и авторитетом, то похвала будет звучать неискренне и даже унижающе для нас. Нам явно хотят скрыто показать, что мы и в подмётки не годимся этому Васе! Однако, если нам точно известно об успехах, которых этот Вася добился, то похвала будет воспринята по-другому. Ведь то, что высказывается – не голословные дифирамбы: нам это точно известно! Небольшая доля обиды, которая и может возникнуть в этом случае, скорее будет способствовать желанию посоревноваться («А ну-ка, кто лучше!») Прибегая к похвале, очень важно следить, чтобы подчёркивалось конкретное достижение, а не второстепенная, ничего не значащая, деталь. Бывает, готовишься к выступлению, перекопаешь гору различной литературы, сидишь ночами, что-то придумываешь, пишешь, планируешь… А хвалят за то, что явился в удачно подобранном костюме. Неразумно думать, будто бы никто не заметит в таких похвальных словах обесценивания выполненной главной работы. Люди это прекрасно чувствуют. А главное – безошибочно. А вот ещё один вид похвалы, с которым нужно обращаться очень осмотрительно. Бывает так, что хвалит руководитель именно за конкретный результат. Но боится перехвалить – и поэтому принижает текущий успех, выражая надежду, что в будущем результаты будут ещё лучше. Например, такая похвала может выглядеть таким образом: «Отлично, какой ты молодец, что привёл клиентов! Именно с этих, конечно, много не возьмёшь, но в будущем с твоим опытом ты уже несомненно приведёшь лучших!». Такая похвала способна только насторожить. Кого она может обрадовать – только легковерного, неопытного человека. К подобным фразам прибегают руководители, которые не хотят выплачивать работнику обещанные ранее бонусы или повышать зарплату. Впрочем, это хоть и характерно, но не обязательно. Такая похвала может быть «отвешена» и невольно. В этом случае руководитель, сам того не сознавая, ставит подчинённого в положение ослика, перед глазами которого привязана морковка, до которой он напрасно пытается дотянуться. И, опять же, люди прекрасно ощущают, что вы такой похвалой хотите сказать. Два-три раза – и самый лучший работник может напрочь отказаться что-либо делать, потому что понимает: результата, за который было бы получено вознаграждение, он не добьётся. Не потому что не может, а потому что вы сами снижаете все его достижения и результаты. Все рассмотренные похвалы имеют то сходство, что в них параллельно имеются два содержания. Первое выражается словами. Второе – подтекст словесного сообщения. Подтекст – это и есть истинный смысл того, что говорится. Слова выражают похвалу, а подтекст выражает мотивы авторы этой похвалы, его истинное отношение к тому, кого хвалят. В заключение немного скажем о том, как построить похвалу правильно. Чтобы она не была воспринята, как скрытая попытка принизить результаты, которых добился подчинённый. Похвала должна отмечать конкретное достижение, за которое мы хвалим. Необходимо так же добавить, почему мы хвалим человека. Если возможно, избегайте немотивированного использования оценочных слов («молодец», «умница» и др.). Достаточно будет сказать «за что» и «почему». Нужно избегать неискренней похвалы. То есть, прибегать к ней не как к выученному техническому приёму. А – тогда, когда действительно есть, что сказать и есть желание выразить одобрение.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных